Заслуженный деятель науки и
техники РФ,
доктор техн. наук Е.И. Давидсон
Методические концепции подготовки
магистров агроинженерного направления
Название предмета по стандарту. «Логика и методология науки». Логика – это
закономерность мышления, методология – это описание методов, наука – это поиск
новой информации. Предмет читается на кафедре Технологические процессы и машины
в растениеводстве. Значит, смысловое название предмета, читаемого при
подготовке магистров по механизации сельского хозяйства «Закономерности и
методы исследований при поиске новой информации о технологиях и сельхозмашинах.
Наиболее полно и сжато название предмета сформулируем
так «Научные исследования сельхозмашин».
Содержание предмета «Научные исследования сельхозмашин».
Магистранты – это уже бакалавры, овладевшие вузовскими
классическими науками. При подготовке магистров необходимы более современные
вероятностно-статистические, компьютерно-информационные знания.
Такими знаниями могут быть научные положения
прикладной математики, программирования, статистической земледельческой
механики и динамики сельскохозяйственных агрегатов, теории планирования
эксперимента и теории испытаний и квалиметрии; идентификации, моделирования и
кибернетики сельхозмашин и тракторов.
Магистры должны изучать современные датчики,
регистраторы, управляющие устройства, бортовые компьютеры, принимающие
технологические решения, навигаторы, спутниковые пеленгаторы; всё, что входит в понятие Hi-Tech.
Должна появиться наука и научная специальность «Агроприборостроение»,
без которой не могут развиваться современные технологии и сельхозмашины.
Магистры должны знать современные
кибернетические технологии.
Методы изучения материала.
Лекции и практические занятия. Лекции магистрам я
читаю по специально написанному для магистров агроинженерного направления
авторскому курсу лекций «Научные исследования мобильных сельхозмашин».
В курс вошли мои оригинальные разработки и материалы
диссертаций моих аспирантов и докторантов.
Курс лекций издан высокой печатью Издательством
СПбГАУ, за что я искренне благодарен проректору СПбГАУ профессору В.А. Смелику.
В этом курсе я постарался сохранить свою манеру чтения
лекций: вывод слушателей на грань
знаемого и незнаемого и затем совместное решение поставленной проблемы.
Креативность лекции. Использование образного мышления для создания ассоциаций с
изучаемым материалом. Активизация слушателей путём использования логических
силлогизмов. Например, я говорю, что если А есть В, а В есть С, то…. Я делаю
паузу, а слушатели отвечают, что А есть С.
Использую и другие силлогизмы.
Это мои лекторские находки, о которых я сделаю сообщение
на следующей конференции, если по Л.Н. Толстому «ЕБЖ» (если буду жив).
Паузы в лекциях я заполняю интересной, неизношенной
информацией о знаменитых учёных: И. Ньютоне,
И. Гауссе, С. Лапласе. О Ньютоне я рассказываю, что он, простолюдин, за свою
мудрость и учёность был избран в Палату Лордов Парламента Великобритании. За
всё время своей деятельности в качестве депутата он произнёс только одну фразу: «Закройте дверь на галерею. Сквозняк».
Лаплас доказал, что статистическая частость стремится
к вероятности, изучая соотношение родившихся мальчиков и девочек в родильных
домах Парижа.
О Гауссе я говорю, что он сформулировал нормальный закон распределения
плотностей вероятностей, исследуя результаты своих попаданий в тире «в десятку».
Много весьма интересной информации можно найти в Интернете.
Информацию о себе я рекомендую найти в Моей Википедии,
на Моём персональном сайте, на Моём блоге, в Моём мире.
На первом занятии я подарил магистрам свои книги и
рассказал, как их изучать.
Для успешного преодоления предвнимания я использую Мою
видеотеку. Например, показываю
видеоролик Зимний Петербург с музыкальным сопровождением, или Мои
Царскосельские блоги.
Лабораторно – практические занятия с магистрантами
могут быть двух видов: аудиторные, камеральные и занятия на исследовательских
установках.
Камеральные занятия я провожу в своём уютном кабинете
в непринуждённой обстановке за чашечкой кофе, приготовленном так, как я люблю.
Изучаем мою монографию «Сельхозмашины. Идентификация, моделирование, кибернетика».
Издательство СПбГАУ, 2009 г.,150 с., Санкт-Петербург.
В этой монографии магистранты могут найти все
установки, рабочие органы, приборы и датчики для оценки качества функционирования сельхозмашин,
созданных моей научной школой и собранных у меня в кабинете и на кафедре
Технологические процессы и машины в растениеводстве в Белом Императорском
гараже.
В моей библиотеке хранятся докторские и кандидатские
диссертации, которые я консультировал, оппонировал, рецензировал, работая в
диссертационных советах. Диссертации могут представлять интерес для будущих магистров, для их магистерских
диссертаций.
Информацию о современных тракторах и сельхозмашинах и
концепциях их развития магистранты могут получить на цифровой фоторамке, которую
я установил, и закачал в неё около 270
фотографий, собранных мной и моими коллегами на
выставках-ярмарках Европы, Москвы и Петербурга.
Для релаксации внимания
слушателей я показываю видеоролики об интересных места Мира, которые скачиваю
из Интернета и Моей видеотеки.
Второй вид лабораторно-практических занятий для
магистрантов – работа на исследовательских установках, на которых могут
решаться конкретные научные задачи, в которых могут быть заинтересованы фирмы и НИИ.
Изучение вероятностно-статистических наук , Hi-Tech и реальных
жизненных ситуаций потребует создания при Университете сложных опытно-
технологических установок и полигонов, почвенных каналов, фитотронов, научно-исследовательских
полигонов, опытных ферм, МИС и МТС.
Надо накапливать информацию об исследовательских
установках в Европейских Университетах, чтобы использовать их при подготовке
магистров в соответствии Болонским процессом о двухуровневом высшем
образовании.
Контроль знаний проводится с помощью экзамена.
Экзаменационные вопросы я сделал когерентными с
материалом моего курса лекций и монографии «Сельхозмашины. Идентификация,
моделирование, кибернетика». С билетами познакомил магистрантов заранее.
Экзамен я провёл не так, как принимаю у студентов, а как беседу коллег о
сложнейших современных проблемах моделирования сельхозмашин как объектов управления.
Компьютер и Интернет являются неотъемлемыми атрибутами
магистерской подготовки.
Своей Википедией – свободной энциклопедией
преподаватель приобретает право учить уже сложившихся бакалавров.
Персональный сайт преподавателя очерчивает сферу
научных, педагогических и общественных интересов. Социальная сеть Мой Мир
позволяет магистрантам узнать внутренний мир и увлечённости преподавателя.
Электронные книги, цифровые рамки, блоги и твиттеры преподавателя позволяют магистрантам изучать
его творческий процесс.
Виртуальные прогулки по любимым паркам Царского Села,
Павловска, Гатчины; совместное обсуждение концепций, заложенных в ландшафтно-
парковой архитектуре, их строителями, Императорами России – имеют настоящее, искреннее патриотическое
воспитание.
Усвоение и поддержание установившихся более, чем за 110 лет университетских традиций родного СПбГАУ, расположенного в 20
бывших царских помещениях, в самом центре частной Императорской резиденции.
Мои блоги о Казачьих, Сводного полка охраны и конвоя
Его Императорского Величества казармах; о Белом и Красном Императорских
гаражах.
Мой сайт об автомобилях Серебряный Призрак, подаренных
Венценосной семье Королевой
Великобритании Викторией – тётей Императора Николая.
Всё это должно воспитывать магистров Санкт-Петербургского государственного аграрного университета – продолжателей нашей
петербургской научной школы.
|