УДК 631.3.02.
Е.И.Давидсон,
доктор техн. наук,
профессор СПбГАУ
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕЛЬХОЗМАШИН
Сельхозмашины появились в глубокой древности, как только возникло земледелие. Бытует легенда, что мудрый китайский император, имя его история не сохранила, три с половиной тысячелетия назад предложил выгнуть корпус плуга так, чтобы он оборачивал пласт почвы поперёк при движении вдоль. Это предложение сделало возможным вместо физической силы пахаря использовать силу тяги, живую силу лошади, буйвола, кого угодно, при протаскивании плуга и вспахивать почву, управляя силой, а не применяя её. Это было первое социальное действие, направленное на облегчение труда массы земледельцев, а значит, общества, социума. Если бы была в то далёкое время статистика, она бы зафиксировала уменьшение профессиональных болезней, повышение средней продолжительности жизни и другие социальные показатели.
Проходили столетия, появилась потребность работать быстрее и эффективнее и не за счёт перенапряжения человеческих сил, а за счет использования энергии топлива. Требовалась машина, которая могла приложить к почве энергию в десятки лошадиных сил. Требовался трактор, как энергетическая часть сельскохозяйственного агрегата. Первые тракторы и научная специальность Механизация сельского хозяйства появились в конце 19-го и начале 20-го столетий. В 1913 году в Российской Империи было всего 170 тракторов и около 1000 молотилок. Механизации сельского хозяйства практически не было. Но определённые достижения у России были. Страна практически кормила своё население и продавала на мировом рынке твёрдой пшеницы около одной трети его объёма.
В 1917 году в Российской Империи произошла Октябрьская революция, которая изменила в стране всё, в том числе и сельское хозяйство. Было провозглашено как курс на дальнейшее развитие – Республика Советов из страны с аграрной экономикой становится страной с индустриально – аграрной экономикой.
Национализация сельскохозяйственного производства и экспроприация частной собственности землевладельцев, остаточное финансирование, командно – административное распределение ресурсов, неоптимальное и некорректное оперативное управление – это советский критический лексикон объяснения отставания сельскохозяйственного производства России, занимающей первое место в Мире по количеству пашни на одного жителя. Отставание сельскохозяйственного производства повлекло за собой значительное отставание инфраструктуры, потерю продовольственной безопасности, ухудшение социальных параметров, миграцию сельского населения. Всё это усиливало потребность в механизации сельского хозяйства. В 30-ые годы прошлого столетия были построены два тракторостроительных завода: Сталинградский и Харьковский и поставлен на массовое производство первый советский трактор СХТЗ-15/30.
Аббревиатура марки трактора и два числа означают: Сталинградский и Харьковский тракторные заводы – 15 лошадиных сил на крюке и 30 лошадиных сил на маховике двигателя. Трактор СХТЗ- 15/30 был встречен земледельцами с большим энтузиазмом.
Комсомольский поэт Иван Молчанов написал стихотворение, которое народ переложил на музыку:
«По дороге неровной, по тракту ли,
Всё ровно нам с тобой по пути!
Прокати нас, Петруша, на тракторе,
До околицы нас прокати!»
Трактор СХТЗ-15/30 c трёхкорпусным плугом хотя и делал тракториста сильнее пахаря, управляющего лошадью и конным однокорпусным плугом, но здоровья ему не прибавлял. Тракторист сидел на металлическом сиденье, установленном на S-образной стальной пластине. Больше никакой амортизации не было. Колёса у этого трактора были на металлических ободах с почвозацепами. Кабины не было. Выхлопная труба без глушителя находилась перед лицом тракториста, а звук работающего трактора превышал все допустимые нормы. «Безопасная» заводная рукоятка часто при заводке двигателя срабатывала в обратном направлении и тракторист получал сильный боковой удар в челюсть. Позднее, стали выпускаться тракторы АСХТЗ-НАТИ, МТЗ-2, КД-35, ДТ-54 и другие. Работа на этих тракторах приводила к профессиональным заболеваниям и снижала социальные показатели страны.
Но трактор – это только часть сельхозмашины, силовой блок, обеспечивающий силу тяги для выполнения технологической операции. Чем лучше сельхозмашины, тем приятней сельхозпроизводителю, производящему продовольствие и сырьё для промышленности. Хорошие по отношению к фермеру машины – доброе здоровье и достойная продолжительность жизни у населения страны, России, занимающей одно из первых мест в Мире по природным ресурсам и первое место в мире по сельхозугодьям на одного россиянина.
Для разработки и освоения в сельскохозяйственном производстве технологических машин были созданы НИИ сельского хозяйства и НИИ механизации сельского хозяйства, МИС, головные конструкторские бюро ГСКБ по видам машин и заводы. Создавались рабочие органы, которые механизировали ручные операции, делая их более технологичными и производительными. Об условиях труда машинистов, управляющих рабочими органами, на этом этапе создания сельхозмашин конструкторы не задумывались. Изготавливались сельхозмашины на крупных специализированных заводах отрасли сельхозмашиностроения, очень важной для народного хозяйства страны, но второстепенной в сравнении с отраслью машиностроительной. Отсюда, остаточное, дефицитное финансирование.
Например, инженер-конструктор на заводе сельхозмашиностроения получал зарплату меньше, чем инженер-конструктор такой же категории на заводе автомобилестроения.
Сельхозмашины ограничивались в качественной стали, дефицитном материале, шарикоподшипниках, редукторах, трансмиссиям и в других инженерных решениях. Нельзя было применять эбонитовые покрытия на регулировочные рычаги и ручки, нельзя было использовать сенсорные кнопки и другие облегчающие устройства. Антикоррозийных обработок не проводилось, использовались самые дешёвые краски; все почвообрабатывающие машины покрывались шаровой краской. От конструкторов сельхозмашин требовалось, чтобы коэффициент унификации т.е. отношение числа применяемых от предыдущей конструкции машины деталей ко всему количеству деталей было не менее 0,7. Это сдерживало развитие новой конструкции машины.
В таких стеснённых обстоятельствах создания тракторов и сельхозмашин о безопасном труде трактористов- машинистов конструкторы просто не задумывались. А труд был очень изнурительный. Особенно работа прицепщиков. Она была за пределами человеческих возможностей: пыль, загазованность, вибрация, использование большой физической силы в течение всего светового дня – всё это заканчивалось инвалидностью и ранней смертью. Ни о какой репродуктивной функции молодых людей не было речи, что привело к очень тяжёлым поcледствиям для страны. При переходе на навесные машины всех прицепщиков исключили из рабочего процесса сельхозмашин. Это была очень значимая социальная функция сельхозмашин ,влияющая на показатели социума. Однако, в соединении трактора и навесной машины осталась трудность, ведущая к травмированию пальцев рук. Облегчить этот процесс может автосцепка и применение автопарктроника, как у современных моделей автомобиля фирмы Мерседес.
Для поддержания и восстановления работоспособности и технологического функционирования машин была разработана и внедрена планово- предупредительная система технической эксплуатации и ремонта сельскохозяйственной техники. Она состояла из следующих плановых мероприятий, которые необходимо было выполнять в процессе эксплуатации с.х. техники.
1) ЕТО – ежедневный осмотр техники;
2) ТО № 1 и ТО № 2 – технические обслуживания трактора и сельхозмашины с различным набором мероприятий, выполняемые по графику учёта расходуемого топлива;
3) плановый текущий ремонт;
4) плановый капитальный ремонт, для выполнения которого были созданы районные заводы.
Были разработаны технические мероприятия по безгаражному хранению техники зимой. Концепция планово- предупредительной системы обслуживания состояла в эффективном использовании техники и её сохранности при минимуме материальных затрат. Комфортного труда тракториста при обслуживании и ремонте не подразумевалось.
Мне при работе главным инженером-механиком совхоза Пулковский приходилось выполнять сложные регулировки двигателей прямо в поле. Система обслуживания и ремонта оказалась не эффективной. Сельхозтехника в хозяйствах работала не надёжно, машины постоянно ремонтировались. Стоимость ремонтных заводов и пунктов технического обслуживания составляла около 75% от стоимости отрасли сельхозмашиностроения.
Уходя с работы поздним вечером, после того, как все агрегаты с полей возвращались на машинный двор, я видел брошенные в беспорядке машины с налипшей на рабочих органах почвой и, зачастую, около машин валяющиеся водочные бутылки. Труд тракториста-машиниста был изнуряющим и не престижным. Сельхозмашины и тракторы были антисоциальны. Всю историю создания и развития сельхозмашин России по мотивационным концепциям земледельца разделим на три периода.
1. Создание, разработка машины, заменяющей ручной труд на работу машины. Вместо изнурительного физического труда человека – управление работой машины. Вместо живой физической силы – сила тяги трактора.
2. Появилась возможность использовать более мощные тракторы, в сравнении с первыми марками. Это дало возможность повысить технологическую и экономическую эффективность. Стала выше производительность труда земледельца.
3. Появились компьютеры, управляющие большими техническими системами, работающими в быстро изменяющихся внешних условиях. Это уже высокие технологии выращивания больших урожаев с о стандартным качеством продукции. Появилась возможность получать удовольствие от труда, а не героически бороться с трудностями.
На этом этапе работа на сельхозмашинах будет приближаться к интеллектуальному труду агропрограммиста, прислушивающегося к своему здоровью и заботящегося о сохранении здоровья.
В кабинах операторов таких машин приборы будут мониторить состояние здоровья тракториста и принимать решение о релаксации при перегрузках.
Комфортабельные кабины тракторов и сельхозмашин (навигатор, агросоветчик, джойстики, музыка, климат-контроль, холодильник, кофе- машина, подогрев сиденья и др. опции) сделают труд агрария приятным и престижным.
Социальные показатели России (средняя продолжительность жизни, занимаемое в Мире место по жизненному уровню и др.) будут улучшаться.
Комфортный быт на селе, современные дороги и автомобили уменьшат миграцию населения и вернут на землю горожан.
Льготные кредиты и налоговые преференции сделают труд агрария социально значимым, востребованным и выгодным, меньше будет профессиональных заболеваний, увеличатся средняя продолжительность и уровень жизни населения.
Литература
1. Давидсон Е.И. Концепции развития сельхозмашин до 2020 года. Сборник научных трудов «Технологии и средства механизации сельского хозяйства», СПбГАУ, 2011 г., С. 22–24.
2. Давидсон Е.И. Сельхозмашины. Идентификация, моделирование, кибернетика. Монография. Размещена в РИНЦ. СПбГАУ, СПб, 2009. – 156 с.
|